Алексндр Багров, эксперт, член Жюри

Замечательно, что молодежь из всех континентов проявляет интерес к своему будущему, и не ждет обреченно того, что ей достанется от предыдущего поколения в наследство! Молодежь должна готовить себя к решению проблем, которые мы, старшее поколение, не смогли или не сумели решить. «Горизонт2100» интересно начат, но его нужно постараться продолжить, чтобы ростки мысли обрели силу и доросли до «плодоношения». Деяния организаторов проекта ГОРИЗОНТ 2100 заслуживают самой высокой оценки; уровень организации был высоким, а мелкие недоразумения не стоит даже упоминать.

Но организаторам следует проанализировать недостатки прошедшего проекта и исправить их при его продолжении. Главным недостатком я считаю самодеятельность участников проекта. Фантазии молодежи не занимать, увлеченности — тоже, а вот критическому рассмотрению идей её никто не научил. Футурологией люди занимаются давно, и у человечества есть очень глубокие наработки в этом направлении. Судя по анализированным мной проектам, их авторы опирались больше на интерпретациях СМИ, чем на опыт предшественников. Отсюда — преувеличенное внимание к БОРЬБЕ с надуманными причинами изменений климата, а не к поискам путей по преодолению их ПОСЛЕДСТВИЙ. Наверное, для будущих участников конкурса нужно будет организовать видео-лекции экспертов по ключевым проблемам футурологии и по тем темам, которые конкурсанты намерены рассмотреть. Этим мы убережем силы и энтузиазм конкурсантов от заведомо слабых проектов. В результате дискуссии с экспертами Sadiku и Gaspsrini нам показалось, что в числе важнейших направлений будущих разработок должны быть:

проблема распределения ресурсов человечества. Нам трудно найти ответ на вопрос, нужно ли тратить сегодняшние скудные ресурсы на выживание человечества в будущем, или, не думая о нем, постараться не дать умереть с голоду  недоедающим людям, страдания которых задевают каждого;

— проблема сохранения знаний. Накопленные человечеством знания ради их доступности хранятся в оцифрованном виде, но носители цифровой информации сами по себе недолговечны, да и без устройств для их считывания они не имеют ценности;

проблема разрушения социальных связей в обществе. Виртуальная реальность компьютерных игр создает у игроков ложное ощущение собственной значимости и исключительности. Это развивает индивидуализм, от которого социум теряет свою сплоченность и возможность осуществления глобальных проектов.